Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Отзывы по тренингу "Психологическое пространство типов" СПб. 2007 г.

Морозов Александр

Отзыв по курсу "Психологическое пространство типов"

1. Углубленное изучение аспектов

Тренинг первого уровня - "Соционика от А до Я" дал общее представление о соционике, открыл новые перспективы, но оставил почти все темы не до конца раскрытыми. Я надеялся, что тренинг второго уровня – "Психологическое пространство типов" даст более глубокое понимание некоторых тем, а именно - традиционных в соционике восьми информационных аспектов.

Могу сказать, что мое желание было во многом удовлетворено, хотя впечатление было схоже с впечатлением от первого тренинга - несмотря на обилие информации, за кадром осталось еще больше, просто теперь границы представлений еще более расширились.

Большая часть курса была посвящена изучению упомянутых восьми аспектов. Ключевой особенностью являлся практический подход к решению этой задачи - теории почти не давалось, изучение происходило посредством упражнений (индивидуальных и групповых), упор делался на естественное переключение участников в изучаемый аспект и получение представление о типовых приложениях аспекта в жизни. Я считаю это очень удачным решением. Информация о том, как аспект проявляется на практике очень полезна для понимания его сути и повышения навыков наблюдения проявлений аспектов в других людях, а "погружение" в аспект позволяло получить представление о нем "изнутри". К сожалению, такой подход в рамках ограниченного времени и не идеального состава группы, дает достаточно обзорное представление об аспекте (мне бы, конечно, хотелось и более глубокого погружения), но и это уже существенный шаг вперед после курса первого уровня. Могу еще заметить, что описанная форма тренинга (значительная часть упражнений носила игровой оттенок) помогла более непринужденно и естественно погружаться в различные состояния - как близкие и понятные, так и далекие и чуждые.

Таким образом, повторюсь - информация была получена ценная и интересная, жаль лишь, что ее не было еще больше.

2. Расстановки

Интересным добавлением к основной части тренинга были так называемые расстановки. Основополагающий принцип этой методики исследования психологических особенностей человека мне не до конца понятен. Однако, наблюдать и участвовать в расстановках было весьма интересным. Это дало более широкое представление о вариациях особенностей людей, нежели просто теория 16 типов.

3. Типологические особенности коммуникации

Другим дополнением к основной части тренинга было упражнение по сравнению особенностей изложения в речи информации людьми различных типов. Упражнение было очень интересным и даже веселым. Последнее качество очень способствовало психологической разгрузке после погружения в тот или иной аспект. С познавательной точки зрения это упражнение также удачно, но обладает такой особенностью, как обилие данных, требующих обработки для получения выводов.

Поэтому, на мой взгляд, для достижения наилучшего эффекта надо либо проводить упражнение более системно (подбирая наиболее разнообразные цепочки пересказывающих и проводя обсуждение после каждого пересказа), либо в больших количествах, чтобы участники могли в фоновом режиме выделять повторяющиеся закономерности в пересказах.

Однако, в такой форме, в какой упражнение проводилось в группе, оно также весьма интересно и полезно.

4. Актуальные проблемы в свете типологического окружения

Последним дополнением к основной части тренинга были два упражнения, посвященные насущным проблемам участников. В обоих упражнениях делалась попытка посмотреть на свои проблемы глазами людей других типов. В первом, кроме того, рассматривались проблемы, связанные с особенностями окружения в свете типологической теории. Упражнения эти в принципе полезны, но довольно близко подходят к грани, разделяющей тренинг и терапию. Для изучения особенностей проявлений типологических особенностей упражнения подходят хорошо. Но тема обсуждения придает им некоторый негативный окрас. Понятно, что в общем случае в рамках такого упражнения нельзя решить более-менее серьезные проблемы. Поэтому, на мой взгляд, лучший эффект можно получить, настраиваясь обсуждать те проблемы, которые не довлеют над человеком, создавая негатив в его жизни. Говоря о своем, личном опыте этих упражнений, могу сказать, что, несмотря на то, что я в одном случае озвучил достаточно общую проблему своего окружения, а в другом - просто выступал в роли слушателя и "советчика", мое восприятие было несколько искажено из-за ощутимого присутствия тени своих переживаний.Но в целом, упражнения интересные.

5. Заключение

Подводя некоторый итог сказанному, отмечу еще раз ощущение того, что после тренинга я стал больше знать о том, что я чего-то не знаю. С каждым новым занятием открывается все большая сложность изучаемой картины. Это вызывает желание дальнейшего изучения и процесс этот, по-видимому, бесконечен. Еще одно ощущение осталось у меня от последнего занятия - ощущение того, что я глубоко не прав, игнорируя некоторые аспекты жизни, не пробуя даже пытаться развивать некоторые свои слабые стороны.

 

Иванова Марина

В этом году, вернее, с осени 2006 года по весну 2007 года, я имела возможность посещать «викендные» тренинги Владимира Миронова, объединенные в рамках «долгоиграющего» курса под названием – «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ТИПОВ».

Собственно тренингов было четыре, каждый их которых охватывал выходные, которые были посвящены погружению в какую-то одну пару аспектов.

Частенько занятия были построены на контрасте. В один день, допустим, нас плющили и колбасили экстравертной сенсорикой, а на другой – успокаивали, обволакивали и отогревали интровертной этикой. Надо отметить, что такие перепады отлично сказывались на чувствительности к аспектам.

По завершении программы мне хотелось бы еще раз вспомнить … как же оно все было…и подытожить этот определенный этап моей жизни.

Данный курс соответствует второму уровню обучения соционике в рамках Питерской соционической школы и, во многом, является логическим продолжением первого уровня, посвященного освоению базовых соционических знаний. При сравнении двух уровней лично для меня значимость и информационная насыщенность второго уровня оказалась даже выше, чем первого. Один из выводов, которые я сделала в результате прохождения курса, быть может, банален, но для меня явился откровением. Человек – это целый мир. Мир, живущий по своим законам и правилам. Иногда эти правила и законы похожи на твои, но чаще – как раз наоборот. И самое интересное в том, что, заглядывая в мир другого человека, ты начинаешь лучше и четче видеть свой собственный мир, лучше ориентироваться в пространстве внутри себя.

Сказать, что такое знание обогащает и расширяет собственное психологическое пространство, значит, выразиться слишком бледно.

Собственно именно этим мы на тренинге и занимались – «выворачивали все аспекты наизнанку» посредством игр, упражнений, бесед, общения…И кто бы мог подумать, что это окажется так увлекательно?

Наверное, всем людям, начинающим знакомство с соционикой, известно о существовании восьми «чернобелых» информационных аспектов, таких как логика, этика, сенсорика и интуиция. Мне, к примеру, было известно, что есть восемь каналов информации, что у разных ТИМов они развиты далеко неодинаково, что аспекты разномастные: бывают белыми, бывают и черными.

Однако, что это такое на самом деле, я смогла до конца осознать и понять только по ходу прохождения курса.

Преобладающие у меня эмоции, которые с попеременным успехом охватывали меня по мере прохождения тренинга, можно сгруппировать в 2 группы.

Во-первых, это было АБАЛДЕНИЕ от того, как они (другие ТИМы) воспринимают этот мир. И, во-вторых, АФИГЕНИЕ от того, как, оказывается, воспринимаю мир Я.

Самое интересное, что даже по отношению к своим «родным» аспектам я сделала немало открытий.

Можно сказать, что явно неполная и нечеткая черно-белая картинка благодаря тренингу ожила…расцветилась и наполнилась гаммой цветов, причем незабываемой гаммой…

Ведь одно дело услышать или увидеть что-либо, и совсем другое – проделать все в процессе упражнений, пропустить через себя в ходе бесед и общения с людьми (носителями того или иного аспекта), прослушать саму себя изнутри на предмет того, а как это все отзывается, отражается во мне, как это развито у меня. Вот это…последнее…экстраверту, надо сказать, сделать совсем не легко. И за этот опыт я тоже очень благодарна данному тренингу.

Вообще курс представляет собой уникальную возможность ощутить на собственной шкуре все прелести проявления каждого из аспектов. Причем, в ходе изучения каждого аспекта, рассматривался довольно широкий круг вопросов, а именно: какие поля существуют в каждом аспекте, какой лексикой и каким невербальным содержанием они наполнены, как воспринимают мир и других людей носители аспекта (т.е. ТИМы, для которых данный аспект находится на месте базовой или творческой функций), что вообще значит иметь сильным или слабым тот или иной аспект. Кстати в ходе упражнений можно было увидеть на живых примерах, как развенчиваются очень многие соционические стереотипы. В частности, мифы типа того, что «все белые интуиты поголовно сидят в трансе и вылазят из него только если им сильно постучишь по голове», «черные сенсорики только тем и занимаются, что всех давят и мочат», «черные этики каждому встречному-поперечному устраивают истерики», «белые сенсорики все без исключения отличные кулинары и вообще такие места, как кухня и диван, покидают только в исключительных случаях», миф о том, что «все мы начинаем общение в ролевой, а защищаемся с ограничительной», а «дуальные отношения самые лучшие во всех отношениях» J…

Все это оказалось не так. Вернее…совсем не так.

Уже ради этого одного стоило посетить данный тренинг.

Кроме того, сам формат тренинга дает еще более уникальную возможность получить всю эту информацию не в виде прочтения сухих строк из какой-нибудь далекой от правды жизни соционической книги, а прямо из «живых рук и голов» J.

На тренинге информация передавалась далеко не только от тренера. Имело место активное взаимное обучение друг друга, взаимообмен знаниями, информацией, опытом и эмоциями между участниками.

Хотелось бы отметить некоторые дополнения к основному курсу (проводимые, как правило, во второй части занятий, когда аспект уже был пройден). Многие предлагаемые упражнения носили отчетливо психотерапевтический характер. Например, расстановки, позволяющие действительно заглянуть в свой внутренний мир и увидеть, что творится там внутри (не по абстрактной модели, а в действительности).

Ее одно ярко запомнившееся упражнение – «ПЕРЕСКАЖИ СВОИМИ СЛОВАМИ». Человек травит байку, а другие (люди разных ТИМов) ее пересказывают. От смеха выступали слезы на глазах. Ведь каждый пересказывал в меру своей «испорченности», т.е. преимущественно из своих сильных аспектов. Результат получался забавен и через пару-тройку пересказов просто неузнаваем…даже автором байки.

Столько смеха и веселья не было, кажется, даже при прохождении экстравертной этики. Вообще, если вспомнить и кратко обозначить то, что там было в ходе изучения каждого аспекта, то получится примерно так.

На экстравертной ИНТУИЦИИ показали, что, оказывается, возможностей бывает не одна, и не две, и даже не три. Их - целый веер, пучок…И чтобы ты их уловил, тебя должно шмякнуть, вернее – озарить («шмякнуть» - из другого аспекта) загадочный инсайт. На интровертной ИНТУИЦИИ неслабо заморочили и затуманили голову и все остальные части тела загадками судьбы и ее, так и оставшимися, правда, непонятными знаками…погрузили в транс, заставили растечься на стуле и расслабиться (что, поверьте, для решительного базового экстравертного сенсорика довольно сложная задача). На экстравертной ЛОГИКЕ показали, как нужноснаибольшей пользой организовывать даже самый нудный и трудоемкий рабочий процесс, а на структурнойЛОГИКЕ каждый из нас попробовал свои силы в сравнении, сопоставлении, ранжировании, систематизации, классификации, анализе субъективных закономерностей объективного мира. На экстравертной СЕНСОРИКЕ удалось оценить силовой потенциал каждого и помериться силами с присутствующими. На интровертной СЕНСОРИКЕ нас погрузили в целый мир чувственных телесных ощущений, в мир расслабленный, неспешный и удивительно приятный. На экстравертной ЭТИКЕ веселили до слез «козлиными рожами» и греческими трагедиями, а на интровертной ЭТИКЕ нас связывали невидимыми, но очень крепкими нитями дружбы и душевногодруг к другу отношения. И до меня дошло, наконец-таки, какой же это все-таки теплый, мягкий, сердечный, душевный и нужный аспект.

И, я полагаю, эти моменты, благодаря моему конструктивизму, еще долго будут навевать мне хорошие воспоминания.

Таким образом, курс «Психологическое пространство типов» как минимум приятен.

Польза же лично для меня была в том, что пройденный материал мне очень помог во многих смыслах.

Во-первых, наполнить названия аспектов конкретным содержанием и сделать представление об аспектах более четким, ясным и ярким. Причем, сделать это в процессе живого и дружелюбного общения, когда люди идут тебе навстречу, раскрывая и охотно показывая, как это происходит у них…Где еще можно приобрести такой опыт?

Во-вторых, лучше понять себя саму, снять определенные психологические блоки и зажимы, избавиться от парочки комплексов, научиться массе полезных для жизни вещей. Пусть этик никогда не станет логиком, но он может позаимствовать пару-тройку приемов у логика…Пусть мне никогда не стать этиком, но понять, и даже почувствовать, как этики выражают эмоции, как они зажигают народ, как они устанавливают нужный фон отношений…никогда не окажется бесполезным.

 

Морозов Александр

Отзыв по курсу "Психологическое пространство типов"

1. Углубленное изучение аспектов

Тренинг первого уровня - "Соционика от А до Я" дал общее представление о соционике, открыл новые перспективы, но оставил почти все темы не до конца раскрытыми. Я надеялся, что тренинг второго уровня – "Психологическое пространство типов" даст более глубокое понимание некоторых тем, а именно - традиционных в соционике восьми информационных аспектов.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности...

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!