Корзина

0 Товары - 0 руб.
В корзину

Удалова Е.А. Соционика в школе

В нескольких статьях журнала "Наш любимый малыш"(Один из шестнадцати. №№ 6,7,8 за 2004 г.) уже рассматривались положения новой науки - соционики - в приложении к воспитанию детей в семье. Но соционические закономерности проявляют себя всегда, когда речь заходит о восприятии и переработке информации, о вопросах взаимопонимания. И эта статья посвящена проблемам школьников, которые с помощью соционики можно было бы прогнозировать и разрешать достаточно эффективно.

Специалисты Школы прикладной соционики провели обследование пятиклассников в московской школе № 1240, чтобы определить, с какими проблемами сталкиваются дети в школе в зависимости от своего соционического типа.

Беседы с родителями учеников показали, что определение типовых особенностей детей помогло увидеть в новом свете их реальные способности и слабости, получить ответы на беспокоившие вопросы.

Напомним, что в соционической классификации, идущей еще от К.Г. Юнга, все люди делятся по доминирующим признакам на логиков/этиков, сенсориков/интуитов, рационалов/иррационалов и экстравертов/интровертов. Подробные описания этих признаков можно прочитать в упомянутой статье или в любой книге по соционике.

Наблюдения показывают, что типы, имеющие 4 различных юнговских признака, настолько далеки друг от друга по восприятию реальности, что взаимопонимание между ними становится серьезной проблемой. Поэтому не удивительно, что в обществе существует мнение, будто "все люди разные".

Но было бы неправильно игнорировать тот факт, что существует и прямо противоположное суждение: "все люди одинаковы". И соционика ясно показывает нам, чем именно два разных человека могут быть похожи друг на друга.

Поговорим о том, к каким общим чертам приводит совпадение двух из четырех юнговских признаков типов. Такое разбиение типов на группы с общими парами признаков ввел в соционику петербургский математик Г. Рейнин. Много внимания уделяет им в своих работах один из ведущих украинских социоников В. Гуленко.

Профориентация. Соционические "клубы".

Объединим типы с одинаковыми признаками по признакам логика/этика и сенсорика/интуиция.

Получим такие четыре группы.

Соционика давно изучает эти группы, которые принято называть соционическими клубами. В каждой из таких групп типы имеют общую ориентацию на определенный вид деятельности, им нравится определенный класс профессий, их таланты раскрываются в близких областях. Общими у таких типов являются и "слабости", т.е. области жизни, в которых они разбираются слабо. Соционика утверждает, что именно в области сильных функций человека и стоит выбирать профессию, поскольку там успех наиболее вероятен и ощутим. Выносливость человека к информации по сильным функциям очень велика, интерес к жизни проявляется тем больше, чем больше знаний по этим аспектам к нему поступает. И в то же время, слабые функции чрезвычайно легко перегрузить слишком сложной подачей материала. Учитывая общие сильные стороны и общие слабости, мы объединили детей для бесед с родителями именно по клубам. И родители с облегчением узнавали, что они не одиноки в своих заботах, что рядом учатся ребята с похожими типовыми проблемами. Они активно делились опытом и слушали рекомендации, узнавая неожиданные сведения о детях, которых они растили 11 лет.

Сенсорные логики МАКСИМ, ЖУКОВ, ШТИРЛИЦ, ГАБЕН.

Теория

Действительно, в чем может быть наиболее успешен человек, который чувствует свойства материалов, адекватно оценивает качество конкретных продуктов, понимает, какие процессы и инструменты помогут получить желаемый результат? Конечно, такой человек хорошо оценивает имеющийся ресурс, легко улавливает смысл чертежей и технологий, любит возиться с материалами. Неудивительно, что именно в производственной деятельности раскрываются его таланты и творческие способности.

Чем бы ни занимался сенсорный логик, его деятельность будет четко организована, результат будет получен и оформлен. Даже если речь идет о создании фильма или романа, здесь будут четко осмыслены все стадии процесса, составлен план сборки целого из частей, рассчитан ресурс и т.п. Поэтому клуб сенсо-логиков и принято называть производственным.

Если мы определим, например, ребенка как сенсорного логика, правильнее всего будет ориентировать его на достижения в конкретной производственной или организаторской деятельности, поставляющей миру определенный четко оформленный материальный продукт. Вряд ли ему будет удаваться работа, связанная с выслушиванием и уговорами клиентов, требующая психологической тонкости, политических способностей, работа, где решения нужно принимать быстро, "по наитию", не обладая полным набором данных. Здесь всегда найдутся люди, у которых это получится быстрее и успешнее, и человек будет постоянно испытывать чувство неполноценности.

Практика

Вот, что обсуждали родители сенсорно-логических детей на нашем собрании.

Все эти эпизоды с разных сторон описывают сильную волю, присущую сенсо-логикам. Воля проявляется и как упрямство, и как умение защитить территорию и как дисциплина. Но чтобы ее проявления не были деструктивными, надо ее тренировать и оформлять. Ведь мы считаем нужным развивать, скажем, математические способности. Так вот, воля это тоже способность, присущая детям данного клуба. И она нуждается в шлифовке, умении с ней обращаться, направить на себя (в виде сдержанности), а не на окружающих (в виде упрямства).

А эти эпизоды говорят о том, как тяжело переносят ребята неожиданные ситуации, к которым они не подготовились заранее. И друзья им нравятся понятные, и обстоятельства предсказуемые, и непонятно как утекающее время хочется хоть как-то контролировать. У детей этого клуба чувство безопасности связано с определенностью и ясностью обстановки, поскольку они имеют слабые прогностические способности.

Обладая сильной логикой, такие дети способны понять свои права и обязанности, ценность порядка и степень честности окружающих. И необъективный учитель просто получает в их системе ценностей определенный низкий балл. И после этого завоевать их доверие нелегко. Куда легче было бы признать ошибку, поскольку они умеют оценить честность по достоинству.

То, что называется в быту "логические задачи" - это преимущественно задания на скорость установления смысловых связей. Сенсорные дети не обладают большой скоростью переработки информации. И, возможно, учитель позволил себе намек на "заторможенную реакцию" ученика. Эта несправедливость могла оттолкнуть ребенка от математических дисциплин, которые, тем не менее, даются ему без особенного труда.

Романтические представления об армии, где защищают страну сильные и благородные люди, свойственны ребятам, осознавшим свою силу и способность навести порядок в жизни. Идея защиты слабых и восстановления справедливости им абсолютно понятна и близка.

Сенсорно-логические дети заботливы и ценят хорошие отношения. Дружба для них, прежде всего, выполнение обязательств. И пока партнер не нарушил договор, ребенок искренне ему доверяет. Забота же у сенсо-логиков проявляется в конкретных зримых формах: сходить в магазин, самому убраться, не напрягать бабушку, чтобы заходила в школу…

Еще в детстве, лет пять ему было, как-то в магазине заявил: "Купи мне это!" Я не могла ему этого купить. "Я буду сейчас орать!" Если на моем месте кто-то сидит, сначала попрошу вежливо. Потом можно и оттеснить.

Если болеет, то я с ним не сижу. Звоню: "что ты сделал". Он говорит, что пополоскал горло, таблетки принял. Никогда не боялась оставить лекарство на столе - он никогда не трогал. А сейчас читает аннотацию к лекарствам, интересуется. Как его можно наказывать? Я не могу с ним не разговаривать, но отменяю чтение на ночь. Или запрещаю играть в компьютер, если виноват. Но у меня воли не хватает. Он упрямее.

Я запуталась, вот скажите… Ему было около трех, и я вымыла пол и попросила его снять тапочки. До этого у нас не было принято разуваться. Он сказал, что у него ножка болит, что он не может. И так до слез дошел, но не снял. Мой сын, когда не хочет идти на улицу, и если заставить, то что-то плохое обязательно случается: упадет, поранится. Он дружит с людьми своего типа! В вашем списке все наши друзья того же типа. А моего сына кругом часы, на каждом столе. Но он все равно очень отвлекается: то кошку погладить, то в окно смотреть.

А почему ему форма нравится? Планирует он все с вечера. Сам так решил, никто его не учил.

Воспринимает общение только на равных. Никаких "уси-пуси". Когда ему год был, папа его попытался так веселить. Он говорит: "папа, так не надо!"

Однажды он получил плохую оценку за работу. Мы досконально разобрались, очень подробно. Подошли к классному руководителю. Она сказала, что мы правы, но может быть, учительница что-то перепутала, и дальше это не пошло. И он сказал: "Не надо. Я все понял".

Занимается танцами уже давно. Мы готовы, что там необъективно судят. Но когда мы смотрим протоколы и видим, что кто-то судил справедливо - это его очень утешает.

А моему сыну математика не интересна, он ее не любит, почему? Он никогда не любил решать логические задачи. Нет, он в принципе все понимает, у него пятерки, ему не надо объяснять, о репетиторе речи быть не может. Но ему не нравится. Он разбирается очень долго, пока не поймет.

Хочет быть только военным, у нас в роду столько военных. Я не против, чтобы он был военным юристом, тем более что есть с кого брать пример, у нас есть такой знакомый. Он хочет быть военным историком, очень увлекается историческими книгами. У нас огромная коллекция солдатиков, он сам их клеит, собирает.

Мы сейчас в новой школе, и он на день рождения в конце сентября собирался пригласить друзей из старой школы. Но получилось так, что и новые друзья пришли, хорошие мальчики.
Он звонит бабушке, что скоро выйдет из школы, что ему приготовить, чтобы она не беспокоилась, а сам уже у дверей. Сам пришел.

Из бесед с родителями видно, что уже в 11 лет дети проявляют черты, свойственные их клубу. Они обладают настоящей волей, склонны поддерживать порядок, выполнять договора. Дисциплина и умение разобраться в причинах явлений помогут им в дальнейшем получать стабильные результаты и добиваться успеха в четко выстроенных структурах, где ценится конкретный продукт.

Сенсорные этики ДЮМА, ГЮГО, НАПОЛЕОН, ДРАЙЗЕР.

Теория

Если у человека выражена сенсорика и этика, он успешно проявит себя в гуманитарной деятельности. Его живо интересуют человеческие отношения. Он хорошо видит эмоции и состояние окружающих, умеет влиять не атмосферу компании и разворачивать настроение окружающих в нужном ключе.

Такой человек находит свое призвание в заботе о людях, в сфере услуг, в политике или в искусстве. В своей деятельности он ориентируется на этические и эстетические ценности. И где бы он ни работал, все равно, он будет вкладывать свою энергию в строительство отношений, создание атмосферы участия и взаимного интереса людей друг к другу, комфорта и заботы. И если это будет оценено, то человек будет чувствовать себя успешным.

Театр, медицина, обучение и воспитание детей, туристические услуги, политическая деятельность и многое другое, что связано с общением и влиянием на людей - вот те сферы, где раскрываются таланты сенсорно-этических типов. Клуб сенсо-этиков принято называть социальным.

И если ребенок изначально ориентирован на взаимоотношения, чувствует, как никого не обидеть и при этом умеет ценить конкретные материальные проявления мира, стоит направлять его гуманитарно-прикладной сектор человеческой деятельности. Не надо бояться, что энергия человеческих страстей перегрузит его психику. Скорее их перегрузит излишнее форсирование математических дисциплин. Поэтому в данном конкретном случае обильные сведения о причудливых переплетениях человеческих судеб будут только способствовать развитию личности.

А вот профессии, связанные со сложными расчетами и механизмами, требующие охвата широкого спектра данных и быстрого принятия решений, им не подходят. Такая работа может привести к бесконечному доказательству того, что "я не хуже других", превратить самоутверждение в смысл жизни.

Практика

На собрании родителей сенсорно-этических детей мы разбирали следующие вопросы.

У этих детей велика потребность в эмоционально насыщенной жизни. Поэтому любой повод вызвать и проявить эмоции они с удовольствием реализуют. Участвовать в празднике, победить в конкурсе, пожалеть животное, а потом еще раз пережить то же состояние, рассказывая об этом бабушке - это нормальная потребность ребенка с развитой этикой.

Этические дети тонко разбираются в людях и отношениях. Их не обманет фальшивая улыбка, не собьют с толку разговоры. Они чувствуют настроение и отношение человека, с которым общаются. Они очень хорошо определяют и отношения между другими людьми, даже если видят их в первый раз. Кроме того, они умеют произвести хорошее впечатление на окружающих, продемонстрировать свое расположение и уважение.

Дело в том, что для сенсорно-этических детей интерес к вопросам физиологии и отношений так же естественен, как интерес к математике у логиков или интерес к истории у интуитов. В нем нет ничего порочного. Для них это базовый комплекс знаний, обеспечивающий развитие личности. Ребенок тянется к этой информации, чтобы сориентироваться в мире, разобраться в тех аспектах, которые он и так видит вокруг, но не умеет еще правильно назвать и оценить. Здесь совершенно неуместны подозрения в порочности. Необходимо, чтобы ребенок знал и закономерности своего развития и возможности отношений, в которых ему придется участвовать в будущем. Еще раз повторю, что детям этих типов не грозит перегрузка или стресс от подробностей информации этого рода.

Последовательное логическое мышление не является сильной стороной этих детей. Поэтому им трудно, увлекшись драматургией ситуации, следить еще за смыслом или планом. У некоторых типов этой группы интерес к математике есть, у некоторых совсем нет. Но все они ждут поддержки и помощи в сложном для них деле, особенно, в старших классах, перегруженных предметами естественнонаучного цикла.

Хорошее, четкое ощущение реальности и своего тела, цветов и соразмерности форм, комфорта и уюта окружающей среды - характерны для сильной сенсорики. Такие дети уверенно обживаются на своей территории, рано определяют нездоровье, умеют комфортно устроиться в любой обстановке.

Обратная сторона сильной сенсорики - слабая интуиция. Таким детям сложно следить за временем, у них отсутствует внутренний "метроном". Им надо тактично помогать организовывать свое время. Поскольку упреки в опозданиях могут сильно понизить их самооценку, но не помогут им лучше чувствовать убегающее время.

У нее такая эта тяга к сцене! Меня не выгнать было на люди. А она расстраивается, если не первое место займет. Грамот куча. Привозит их на дачу, показывает. В рамочку!

Маленькая была, в художественной школе занималась: "Повесь мои картины. Давай сделаем выставку". Без комплексов совсем. Мне даже бывает неловко, какая она самоуверенная.

А как не перехвалить? А то хвалишь-хвалишь, и потом она нос задирает до потолка! Я такая звезда! Звездная болезнь.
Все время жалеет каких-то собачек на улице: "Давай домой возьмем". Косточки им собирает, чтобы подкормить. Очень любит нищим подавать.

Они у нас уже красотки, звезды! Наряды могут подбирать бесконечно. Чтобы в новом, чтобы поярче.

А они психологи по жизни, или это профессия для них такая подходит?
Так если она бракует какого-то нового человека, то это правильно? У нас была чехарда нянь. Так она сразу говорит: "Нет, эта мне не нравится", Потом я узнала, что эта няня могла ребенка загубить. Дочь оказалась права. Мне сказали люди, у которых эта няня работала. И я себя ругала очень. Хотя ничего страшного не произошло, но ребенок был прав. В следующий раз мы сделали по-другому. Трое приходило, и по дню они общались. Потом дочь сказала, какая ей подходит. И эта няня осталась у нас. Хотя дочь не могла объяснить. Просто сказала, что, пожалуй, вторая лучше первой.

А хорошо, что она - Наполеон? Первый раз видит человека, начинает петь, стихи рассказывать - вы пришли на концерт. Для меня это было дико. А для нее нормально? Ей понравилось, что она Наполеон.
Они ходят в школу, чтобы общаться, а не учиться.

А вот нас всех интересует такой вопрос, что нам делать, когда начнется половое созревание, как быть. У них уже такой интерес к этим темам.

Она так преувеличивает все, когда рассказывает! А концы не сходятся. Сочинение по пунктам плохо пишет, а образы очень яркие.

Если не справляется с математикой, то сразу заявляет: "Я ничего не понимаю, ты мне плохо объясняешь!" Расскажет то, что надо. Никогда не скажет правду! Не то, что она думает, а то, что для нее будет хорошо в дальнейшем.

Начнешь устные предметы проверять. Половина как-то сделана. А вторая - "Я что-то не помню, чтобы нам задавали". "Наверное, меня кто-то отвлек, я не знаю". Ой, да она "отмажется" всегда, что бы ни случилось!

У нас с первого класса психолог сказал, что гуманитарное мышление, с математикой хорошо не будет. С порядком сложности. Приходится заставлять. Пока палкой не заставишь убраться - не начнет.

В художественной школе педагог говорил нам, что рисунок не очень, но колорист она хороший. Хорошее чувство цвета.

Им нужна пауза во время работы, чтобы ушла усталость. В это время получаются ошибки. Устраивается на диване всегда очень удобно, с пледиком. Телевизор, чтобы видно было. Это всегда так будет?

Дочь очень боится опоздать. Сама просыпается за час до выхода в школу, и нас поднимает. А моя не боится. Просто спокойно приходит к восьми часам, чтобы с гарантией не опоздать. Историей интересуется, но с датами ужасно плохо.

В этих детях окружающие уже заметили большой интерес к театральности, к человеческим отношениям, умение оформить окружающую среду и себя в ней - черты присущие именно этому клубу. Конечно, такого рода сюжеты, вызывающие естественный личностный интерес и будут наиболее успешным полем деятельности для сенсорных этиков и далее.

Интуитивные логики ДОН КИХОТ, РОБЕСПЬЕР, БАЛЬЗАК, ДЖЕК.

Теория

Если у человека в сильном виде представлены интуитивно-логические функции, то он будет хорошо проявлять себя в исследовательской работе, в изобретении новых оригинальных видов деятельности, в инновационном бизнесе. Широкий, целостный охват интересующих его явлений, четкое и ясное представление о причинно-следственных связях и структурах окружающего мира делает такого человека успешным в роли ученого постигающего законы мира, предпринимателя, открывающего новые направления в бизнесе или изобретателя новых технологий.

И чем бы ни занимался интуитивный логик, а его работе будет присутствовать поиск новых решений, изобретательность, оригинальность и разнообразие подходов. Его волнуют все тайны мироздания вместе взятые. Причем, в его голове они самопроизвольно увязываются в системы, классифицируются и дополняют друг друга. В связи с такой направленностью интересов, клуб интуито-логиков принято называть исследовательским.

Если человек проявляет интуитивную мечтательность и логические способности, его следует направлять в поисковый, исследовательский сектор человеческой деятельности. Он должен быть на переднем крае борьбы за новые знания, совершить свои открытия, найти ответы на несколько загадок вселенной. В этом он будет гораздо эффективнее своих сенсорных собратьев. А без поисковой деятельности жизнь его будет тусклой и пресной.

Но, не смотря на их ярко выраженные таланты, таким людям тоже подходят не все виды деятельности. Не рекомендуется им работа, требующая внимания к состоянию человека и его настроению, психологические и политические игры, силовые методы. Защита территории в самом широком смысле этого слова - не их конек. И наблюдая, как кто-то другой умеет отстоять свои права одним движением бровей там, где им понадобилась "тяжелая артиллерия", люди этих типов надолго теряют веру в себя.

Практика

На собрании родителей интуитивных логиков проблемы были совершенно из других областей. Так вопрос об усвоении школьной программы вообще не поднимался. У этих детей нет трудностей в понимании материала. Зато всех беспокоили вопросы отношений.

В головах у интуитивных детей мир присутствует в целостном виде - весь и сразу. Естественно, такой взгляд приводит к быстрому усвоению информации, но очень широкому и поверхностному. Ребенку трудно углубиться в детали, поэтому его так утомляет необходимость, например, выписать ответ и подчеркнуть его двумя чертами. Он уже мысленно далеко впереди, а задача - далеко в прошлом. К тому же, их воля не способна напрягаться долго. Поэтому им трудно быть сосредоточенными на занятии, интерес к которому иссяк или не возник. Это свойство их летящего ума - искать решать все новые сложные задачи, но оформление требует совсем других качеств. Эти ребята устают "вдруг", потому что слабо чувствуют свое состояние и действуют до тех пор, пока уже не могут преодолеть навалившуюся усталость.

При хорошей целостной картине мира, ребенку интуиту не трудно запомнить и текст целиком. А вот со слабой этикой подбирать художественное изложение услышанного текста задача довольно трудная. Он ведь не очень уверен, что может раскрыть своими словами суть переживаний героев или их затейливых отношений. Проще пересказать.

Оригинальность, нестандартные решения - то, что дает интуито-логикам пищу для развития. Все понятное и рутинное их мало привлекает. Это дает себя знать их миссия - они исследователи нового, выводящие человечество на новые пути развития.

Он все время нарывается. Если что-то там несправедливо, он обязательно отомстит. И за кого-то может заступиться. Ему очень сложно объяснить, что не всегда это нужно.

Если он убежден, что что-то непорядочно, то все, его не переспоришь. Умный, но хитрости нет. Если учитель ошибается, он всегда замечает, критикует…

Я знаю, что психолога из него не получится. Разъясняю постоянно, обязательно. Он докладывает мне все про ребят.

У него не хватает жизненного опыта, он не дипломатичен. Говорит: "А зачем с ними глупыми и несправедливыми дело иметь?"

Он всегда участвует в каких-то выходках. Пусть не первым, но обязательно участвует, что это? Он не может понять, как это скажется потом.

Обратной стороной сильной логики является узкий нетворческий подход к этическим проявлениям. Логические дети пытаются заместить чувства рассуждениями. И тогда справедливость выходит на первый план, без учета того впечатления и тех обид, которые они порождают своей прямотой. В этом случае навыки терпимости, милосердия, умения общаться следует прививать очень терпеливо и мелкими дозами. Эти чрезвычайно быстро усваивающие логические дисциплины дети совершенно беспомощны в причудливом мире человеческих отношений. Здесь им нужны образцы поведения, постоянное утешение и доброжелательные советы.

Математику любит больше, чем русский, может делать на коленке. А русский так долго что-то там переписывает…

А как же в школе? Каждый преподаватель самый главный, с каждым предметом надо долго разбираться и оформлять. А он отвлекается, мечтательный… домашние задания пропускает.

Мой перестает понимать, когда устанет. Тогда его можно трясти, ругать, а он - все, не слышит.
Но ведь надо каждый день делать шесть уроков. Ребенок сидит, мечтает. Он все соображает, он все может. Но не может уложиться в положенное время. Он должен сидеть за уроками до ужина и потом - спать. Естественно, у него включается защитная реакция, хотя он хочет быть первым. Как это развить? чтобы собраннее был? Оценки же он нормальные получает. Оформление задач очень хромает, а учителя снижают оценку.

А почему он пересказывает просто наизусть? Я спрашиваю его, почему не своими словами?

Пробуешь объяснять три-четыре раза, а ему уже скучно. А когда за него думают - он теряет интерес.

На рисовании рисует ТАКОЕ! Даже учитель удивляется.

Оригинальность, целостный охват материала, желание решать сложные задачи - это фирменный знак клуба интуито-логиков. Дети уже в пятом классе проявляют склонность к новым путям и решениям. Именно из них вырастут первопроходцы науки и бизнеса, если вовремя подхватить и развить данный от природы талант.

Интуитивные этики ГАМЛЕТ, ЕСЕНИН, ДОСТОЕВСКИЙ, ГЕКСЛИ.

Теория

Если у ребенка наряду со свободными полетами фантазии присутствует ярко выраженный интерес к коллизиям человеческой жизни, он будет успешен в коммуникативной деятельности. Его призвание - связывать людей, поставлять им информацию о других людях, о важных для них событиях и намерениях окружающих. Интуитивного этика интересуют тайные глубины человеческой психики и загадки исторических событий, движущие силы политики и способы управления энтузиазмом масс.

Такой человек может стать прекрасным психологом, идеологом, актером, успешным журналистом. Его способности реализуются там, где нужно восстановить целостную картину человеческих отношений и мотиваций, а потом скорректировать ее в желаемом ключе.

И чем бы ни занимался интуитивный этик, интерес к отношениям и коммуникациям всегда будет существовать в его работе. У него появляется много знакомых в соседних отделах, он знает, кого с кем познакомить не только в брачных, но и в производственных целях, к нему обращаются, если нужен работник или какая-то услуга. Потому что в его голове содержится обширная библиотека человеческих судеб, из которой очень быстро выбирается подходящий к случаю персонаж. По роду основных интересов клуб интуито-этиков называется коммуникативным.

Если ребенок проявляет широту и разнообразие гуманитарных интересов и при этом непоседлив и склонен к погружению в мир фантазий, скорее всего, это представитель клуба коммуникаторов. Его можно загружать самыми общими психологическими концепциями, рассказами о неординарных жизненных коллизиях, обсуждать возможные варианты развития отношений. Именно это разбудит его творческий потенциал, позволит проявить себя в будущем идеологом и мастером человеческих коммуникаций.

Разнообразные проявления людей - это та питательная среда, в которой расцветают таланты интуитивно-этических типов. Сейчас общество недооценивает своей потребности в их способностях. Но на самом деле, везде, где наша деятельность упирается в "человеческий фактор", не хватает именно этой компоненты, которую не удается скомпенсировать ни "кнутом" ни "пряником" логических подходов.

Не следует толкать таких детей в сторону овладения техническими или математическими навыками. Они любознательны и отважны, но там, где нужны упорство и дисциплина логического ума, их энергия быстро иссякает. А каждый день выслушивать: "Ну, как ты не понимаешь элементарных вещей?" - незавидная перспектива для человека, тонко чувствующего отношения к себе сослуживцев.

Практика

А вот какие вопросы волновали родителей интуитивно-этических ребят. В первую очередь, это проблемы с математикой особенно в старших классах. У детей этого клуба не слишком велик интерес и способности к сухой логике цифр. Она не может увлечь их гуманитарную душу, не дает им пищи для развития. Но школа оценивает всех детей именно по способности справляться с математикой. И это приводит к глубоким стрессам и падению самооценки ребят данного клуба. Не даром у двух девочек типа Гексли уже развился панкреатит. Иногда им негде спрятаться от постоянного стресса, кроме как в болезни.

Конечно, интуитивно-этическим детям приходится прикладывать серьезные усилия, чтобы освоить формальную логику предметов естественного цикла. И если родители не хотят, чтобы все силы их детей ушли на нелюбимое и трудное дело, они должны позаботиться о максимальной разгрузке этого канала. Например, можно избавить детей от долгих объяснений, просто показывая, как решается задача. И не требовать непременных пятерок. Даже показывать свое разочарование этим тонким и восприимчивым детям не стоит - это их глубоко травмирует. Надо верить в их гуманитарные таланты и всячески развивать их, чтобы ребенок смог поверить в себя, несмотря на свои трудности с математикой.

Эта девочка учится в абсолютно логическом классе, и ее этические таланты могут оценить только две ее подружки - этики. Зато в музыкальной школе эта, по типу очень общительная девочка, отводит душу в эмоциональных контактах.

А здесь четко просматривается критический настрой матери и требование излагать свои мысли логически безупречно. Это тормозит реакцию девочки. Эмоциональный, склонный к эмпатии ребенок не фиксирует логических связей - он погружен в сопереживание и атмосферу спектакля или книги. И здесь его восприятие необычайно тонко и экспертно.

Интуитивные дети не обладают способностью "продавить" ситуацию, жестко заставить себя справиться с трудностями. Здесь они нуждаются в поддержке, а не в критике и насмешке, которая только подчеркивает их беспомощность. Поэтому они стараются не попадать в ситуации, где их "несостоятельность" будет отчетливо видна. Здесь мама повела себя чрезвычайно грамотно, оценивая, в первую очередь отношение дочери, а не ее технологические способности. Интуитивные дети видят мир очень крупными фрагментами, приблизительно, и такие мелочи, как зажженная плита, могут ускользнуть от их внимания даже в более зрелом возрасте. Раскладываю ей по спичкам, по полочкам, по размерчикам, и она вроде бы, видит, она охватывает, но потом сама не может сообразить. Или аналогичные задачи - нет, не решает. А как же дальше? Кто им дальше будет все рассказывать?

У нее с математикой проблем нет. Только невнимательна на уроках, поэтому часто ошибается. Потому что ей это не интересно. У нее очень взрослые, не по возрасту интересы. Ее интересуют люди и отношения.

Как они будут учиться, если за них все делать? Они тогда ничего не будут делать. Программы школьные пока под всех одни! Школа требует от всех одно. Это неизбежно".

А при переходе на другую, более сложную математику, как она будет справляться? Ведь в дальнейшем, в старших классах, там же много предметов, основанных на логике. Там физика, химия? У нас будут проблемы?

Она не дружит с одноклассниками, только с двумя. Но много читает. В школе нельзя быть такой яркой, как ей хочется. Вот, в музыкальной школе она со всеми общается.

А как заставить читать? За две недели 26 страниц. У нее такая корявая речь. Она совершенно не может выразить мысль.
А когда мы выходим из театра, и я спрашиваю: "Ну, какое мы можем сделать резюме? тебе понравилось?", она ничего не может мне рассказать, только: "Так ничего" Но проходит, например, месяц, и вдруг взахлеб начинает говорить: "Мам, ты помнишь, как здорово!" И все начинает рассказывать. Это типично или только мой ребенок такой?

Он критики не выносит совершенно. А если что-то не получается, то очень переживает. Иногда отец занимается с машиной в гараже и говорит: "Иди, поможешь мне". А он говорит: "Лучше я с мамой, салатик помогу порезать на кухне".

Она очень хотела научиться кататься на роликах. Но у нее не получалось. Я предлагала ей тренера, но она отказывалась. Я буквально насильно наняла тренера, они позанимались, и она была очень довольна. Как же теперь, на нее можно давить?

Дочь мне яичницу приготовила: "Мамочка, иди завтракать!" Такая красивая, с помидорчиками, зеленью! Только забыла плиту включить. Я хвалила очень.

А эти обаятельные, контактные и мечтательные дети уже сейчас имеют полную картину взаимоотношений всего класса (а может и шире), они чувствуют, кому нужна поддержка, с кем надо поговорить, кого утешить. У них "нюх" на новости, которые вот-вот случатся. Они искренне интересуются людьми. С каждыми могут говорить на его языке, видят возможности и перспективы отношений. Они уже маленькие психотерапевты, и это свойство будет только развиваться, если получит соответствующую поддержку.

Заключение.

Наше обследование и общение с родителями очередной раз показало нам, что соционика может дать массу полезной информации родителям и учителям. Знание типовых особенностей каждого ребенка позволяет более гибко подбирать режим обучения, разгрузить его слабые функции и развить таланты.

Как мы убедились в нашем исследовании, даже определение двух из четырех юнговских признаков дает отличный инструмент для ориентации ребенка в таком важном вопросе, как выбор профессии уже в пятом классе. А ведь вопрос грамотной профориентации и творческой реализации встает перед каждым человеком. Но способы его решения сейчас ниже всякой критики.

Пусть читатель вспомнит, как он выбирал профессию себе или своим детям. За неимением четких параметров, мы опираемся на бытовые или экономические соображения. Или вовсе слушаем советы тех, кто определил способности нашего ребенка (и его судьбу) "на глазок". Сколько трудов и переживаний приходится пройти, чтобы "вырулить" потом на свою жизненную дорогу. А скольким людям это не удается, и они привыкают считать себя "троечниками"!

А ведь развивая именно свои сильные функции, человек становится способным на серьезные достижения. Он получает заслуженное уважение окружающих, у него не возникает сомнений в собственной состоятельности. И такой путь к самореализации соционическая грамотность открывает каждому человеку, который не поленился её освоить. Автор считает, что это исследование - еще один аргумент в бесконечной череде аргументов в пользу того, чтобы соционика стала фактом культуры. Кроме познания себя и развития толерантности, способности к принятию непохожих на тебя людей, эти знания дают человеку в руки ключи от собственной судьбы.

Подробности о работе Школы Прикладной Соционики на сайте www.socion.ru.

 

В нескольких статьях журнала "Наш любимый малыш"(Один из шестнадцати. №№ 6,7,8 за 2004 г.) уже рассматривались положения новой науки - соционики - в приложении к воспитанию детей в семье. Но соционические закономерности проявляют себя всегда, когда речь заходит о восприятии и переработке информации, о вопросах взаимопонимания. И эта статья посвящена проблемам школьников, которые с помощью соционики можно было бы прогнозировать и разрешать достаточно эффективно.

Специалисты Школы прикладной соционики провели обследование пятиклассников в московской школе № 1240, чтобы определить, с какими проблемами сталкиваются дети в школе в зависимости от своего соционического типа.

Зарегистрируйтесь, чтобы прочесть подробности...

Определение соционического типа

Зная свой ТИМ, вы:

  станете более успешным в работе!

 сможете улучшить отношения с дорогими вам людьми!

 откроете в себе новые возможности! 

Заполните форму слева, пожалуйста, мы свяжемся с вами и подберем оптимальный формат работы

Дистанционные курсы

Легендарные курсы «Соционика от А до Я» и «Контент-анализ на практике», по которым обучаются от Санкт-Петербурга до Иркутска - теперь в интерактивном формате!

Возьмите соционику с собой!