В своих исследованиях центр "Динамическая соционика" опирается на работы Г.Р. Рейнина.

  1. Теоретический анализ типологических описаний личности в психологии
  2. Морфология малых групп

Дополнительные материалы: 

  1. О терминологических особенностях

 Признаки Рейнина (таблица)

PR MG 3D webПодробные описания признаков и примеры проявлений читайте 
в монографии В.В. Миронова
"Признаки Рейнина. Малые группы".
Экстраверсия -
установка психики, при которой человек вовлечен во взаимодействие с внешними стимулами и объектами, являющимися для него источником достоверной информации. Интроспекции придается меньшее значение. Активность во внешнем мире велика и разнообразна, энергозатраты значительны.
Интроверсия -
установка психики, при которой человек ориентирован на взаимодействие с внутренним миром, являющимся для него источником достоверной информации. Поиску внешних стимулов и вовлеченности во внешнюю деятельность придается меньшее значение. Активность поведения относительно заторможена, энергия расходуется экономно.
Сенсорика -
установка психики, при которой в восприятии и распознавании объекта (ситуации) ведущую роль играет сбор большого объема сенсорной информации непосредственно от этого объекта. Полученные образы отличаются точностью и уникальностью. Привлечение образов из памяти и распознавание по ассоциации затруднено.
Интуиция -
установка психики, при которой в восприятии и распознавании объекта (ситуации) ведущую роль играет привлечение вторичных образов из памяти и использование ассоциаций. Распознавание ведется на основе малого объема сенсорной информации, с учетом возможных вариантов интерпретации. Большая часть информации, поступающая непосредственно от объекта, не осознается или игнорируется.
Этика -
установка психики, при которой личное отношение человека к объектам и явлением имеет для него первостепенное значение, тогда как инвариантные закономерности осознаются недостаточно или игнорируются.
Логика -
установка психики, при которой отношения между объектами и явлениями выражаются через инвариантные закономерности, тогда как личное отношение человека к этим явлениям осознается недостаточно и чаще всего с существенным запозданием.
Динамика -
установка психики, при которой изменение объекта или явления отображается как непрерывный процесс. Хорошо осознаются динамические, изменяющиеся характеристики объекта (ситуации), тогда как описание их постоянных свойств или фиксированных состояний затруднено.
Статика -
установка психики, при которой изменение объекта или явления отображается как ряд последовательных зафиксированных состояний или образов. Хорошо осознаются постоянные характеристики объектов (ситуаций), тогда как описание последовательности событий затруднено. Изменения воспринимаются как скачкообразные сдвиги.
Позитивизм -
установка психики, при которой ситуация (объект) воспринимается непосредственно, как таковая, и при этом хорошо осознаются реально присутствующие элементы. Исходя из этого, строятся оценки и ожидания, чем эта ситуация хороша для удовлетворения текущих запросов.
Негативизм -
установка психики, при которой ситуация (объект) подсознательно сравнивается с неким предсуществующим идеальным шаблоном и при этом хорошо осознаются недостающие элементы. Исходя из этого, строятся оценки и ожидания, почему может быть опасна или неприемлема эта ситуация.
Квестимность -
установка психики, при которой субъект, прежде чем начать действовать, посылает запрос во внешнюю среду, а затем подстраивает свои действия под ответную реакцию.
Деклатимность -
установка психики, при которой субъект, прежде чем начать действовать, посылает об этом сигнал во внешнюю среду и ожидает от нее подстройки.
Тактика -
установка психики, при которой текущие (краткосрочные) потребности всегда имеют приоритет перед долгосрочными и осознаются лучше них. Перед каждым предпринятым действием оценивается баланс текущих потребностей и мотиваций, по результатам которого и выбирается ближайший шаг.
Стратегия -
установка психики, при которой долгосрочные потребности, преобразованные в цели, всегда имеют приоритет перед текущими (краткосрочными) потребностями и осознаются лучше них. После каждого предпринятого действия происходит сверка результата с конечным желаемым состоянием.
Эмотивизм -
установка психики, при которой субъект регулирует свое эмоциональное состояние путем поиска новых переживаний, поскольку не обладает способностью точно и в течение длительного времени воспроизводить ранее пережитые эмоции. Как чужие, так и давние свои переживания воспринимаются более отстраненно.
Конструктивизм -
установка психики, при которой субъект регулирует свое эмоциональное состояние, точно воспроизводя чужие переживания либо обращаясь к незавершенным переживаниям из своего прошлого опыта. Оттенки внутренних эмоциональных состояний осознаются в подробностях и не стираются с течением времени.
Иррациональность -
установка психики, при которой поток информации воспринимается непрерывно, без ограничений и зависит от изменений фокуса непроизвольного внимания, а активность субъекта не задана жесткими сценариями и планами. Это позволяет гибко реагировать на внешние стимулы, но может затруднять регуляцию деятельности.
Рациональность -
установка психики, при которой восприятие информации и активность субъекта ограничиваются рамками, заданными пролонгированным фокусом произвольного внимания. В поведении чередуются периоды с преобладанием восприятия и с преобладанием действия. Это позволяет упорядочивать активность, но может приводить к недостатку информации.
Результат -
установка психики, при которой человек может участвовать сразу в нескольких процессах, переключая внимание на начало, конец и ключевые моменты поочередно в каждом из них. Субъект занимает позицию внешнего наблюдателя, не вовлекаясь глубоко ни в один из процессов. Осознание тонких деталей протекания каждого процесса затруднено.
Процесс -
установка психики, при которой человек в каждый момент осознает свое участие только в одном процессе (ситуации), хорошо различая все детали этого процесса. Субъект всецело вовлечен во взаимодействие с процессом. При этом другие процессы, протекающие одновременно, осознаются слабо. Выход из процесса затруднен, что осложняет и переключение внимания с одного процесса на другой.
Уступчивость -
установка психики, при которой человек хорошо осознает и может гибко регулировать интересы и мотивы своей деятельности; при этом ресурсы, необходимые для нее, осознаются хуже и труднее поддаются регуляции. Реализуются только те интересы, на которые достаточно ресурсов
Упрямость -
установка психики, при которой человек хорошо осознает и может гибко регулировать ресурсы, которыми он располагает или которые может привлечь; при этом интересы и мотивы деятельности гораздо более инертны и труднее поддаются регуляции. Для обеспечения актуальных интересов необходимые ресурсы изыскиваются.
Беспечность -
установка психики, при которой восприятие проблемной ситуации происходит через обнаружение в ней новых, незнакомых черт, а поиск решения проблемы ведется в рамках текущей ситуации. Это вынуждает каждый раз составлять новый алгоритм, пригодный для конкретной задачи, и позволяет находить принципиально новые решения.
Предусмотрительность -
установка психики, при которой восприятие проблемной ситуации происходит через узнавание в ней знакомых черт, а поиск решения проблемы ведется с привлечением всего накопленного опыта, своего и чужого, как для подобных ситуаций, так и для любых других. Это позволяет пользоваться готовыми, проверенными алгоритмами, перенося их в другие области жизнедеятельности.
Рассудительность -
установка психики, при которой естественным считается расслабленное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как не требующая воздействий и приложения усилий. Поддержание стабильного мобилизованного состояния дается с трудом. В процессе деятельности хорошо осознается этап обсуждения (обдумывания), а моменту принятия решения не придается значения.
Решительность -
установка психики, при которой естественным считается мобилизованное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как требующая воздействия и преобразований. Расслабление дается с трудом. В процессе деятельности хорошо осознается момент принятия решения и этап выполнения этого решения, требующий больших усилий, а этапу обдумывания не придается значения.
Объективизм -
установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными только в том случае, если они не противоречат общедоступным и общепринятым знаниям. При коммуникации партнеры пользуются общепринятой системой понятий и оценок. Для интенсивного общения требуется поэтапное сближение как условие выявления общей когнитивной платформы.
Субъективизм -
установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями. При коммуникации в каждом конкретном случае происходит выработка локального языка и совместной оценочной системы, что служит залогом взаимопонимания. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения как условия выявления общей когнитивной платформы.
Демократизм -
установка психики, при которой восприятие объекта (человека) происходит в контексте его личных качеств и достижений, независимо от среды, которая его формировала, и его групповой принадлежности. Статус и личные достижения человека должны заново подтверждаться в каждом конкретном случае.
Аристократизм -
установка психики, при которой восприятие объекта (человека) происходит по соответствующим маркерам в контексте среды, которая его формировала, и его принадлежности к референтной группе. Включение объекта (человека) в группу с присвоением статуса происходит однократно, при этом индивидуальные качества (достижения человека) имеют меньшее значение, чем качества группы в целом.

(с) Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы : В 3-х т. Санкт-Петербург, 2012. - Т. 1: Признаки Рейнина. - 623 с.

Субъективизм

Субъективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями. При коммуникации в каждом конкретном случае происходит выработка локального языка и совместной оценочной системы, что служит залогом взаимопонимания. Для интенсивного общения не требуется поэтапного сближения как условия выявления общей когнитивной платформы. Субъективисты:

  1. хорошо осознают общий эмоциональный фон, сопутствующий общению с какими-либо людьми (например, воодушевление, веселье, напряжение и т. д.). Веселье (как, вероятно, и вообще какие-либо эмоциональные переживания) у них выделено в отдельный вид деятельности (могут, например, на вопрос о том, чем они были заняты - ответить: "Мы веселились" - воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий).
  2. не воспринимают знакомство как особый вид деятельности (в отличие от серьезных, у которых знакомство представляет собой некий ритуал). Хорошо осознают, зачем знакомятся (цель знакомства - интересы, дело и пр.). В отличие от серьезных, не склонны делить "процесс знакомства" на некие последовательные этапы. Могут сразу устанавливать в общении любую дистанцию и регулировать ее по собственному усмотрению. Для преодоления границ между "своими" и "чужими" используют повышение эмоционального накала (это может быть совместно пережитая радость либо горе). Имя при знакомстве имеет второстепенное значение, первостепенен интерес к человеку, отношениям и т. д. - поэтому не считают формальные представления необходимым элементом знакомства.
  3. Субъективист, в отличие от объективиста, не склонен выводить "объективно верные" закономерности (обобщая для этого свой и чужой опыт). Допускает, что у других людей могут быть иные критерии, свой взгляд на любую ситуацию, поэтому определяет свои/чужие действия как верные либо неверные, обязательно сопоставляя их с "субъективным" взглядом - оценивает в привязке к личной концепции, "своей системе", намерениям. Субъективисты склонны предлагать (или навязывать) другим людям не "правильный" способ действий, а целостную концепцию по этому поводу - то есть предлагают не просто "делать по-другому", а "взглянуть на ситуацию по-другому". Не считают, в отличие от объективистов, что есть ситуации, когда существует лишь один "объективно верный" вариант решения задачи - на любую ситуацию, по их мнению, можно смотреть по-разному. Увидев, что что-то делается "не так", спросят, скорее: "А что ты делаешь?" (вместо объективистского "Кто ж так делает?"). Говорят об оптимальности, имея в виду оптимальность в рамках своей концепции, субъективного подхода (с какой точки зрения более оптимально, по отношению к чему). Поэтому стремятся сверить чужой взгляд со своим и объяснить собственную позицию (сверить концепции): "Если имеется в виду это, то делаем так, а если что-то другое - по-другому".
  4. "Сверка концепций" - общее явление для субъективистов, оно касается не только способов действий, но и понятий, терминологии и т. д. Субъективисты в большей степени настроены на то, что под одним и тем же словом, термином разные люди могут понимать разные вещи. Воспринимают терминологию (как и действия людей), как часть субъективной концепции - неотрывно от личного взгляда, занимаемой позиции, намерений и т. д.: "Мы договорились, что мы это называем так". В отличие от объективистов, которые воспринимают терминологию как "объективную", субъективисты понимают разницу терминологий (это может касаться даже устоявшихся терминов) и стремятся сверить понятия ("Это вы так говорите, а я считаю, что это так (не так)").
  5. Лексика: при описании своих действий или обсуждении совместной деятельности употребляют выражения "изложу точку зрения", "согласно моему представлению", "собственные критерии", "соответствует убеждениям", "я заключила", "он настоял" и т. д. То есть подробно описывают вербальную коммуникацию - как именно происходит (или почему не происходит) их вмешательство в ситуацию.

Цитаты:

"Веселье - большое количество эмоций… Компания друзей, обмениваемся новостями, можно перекусить, песни попеть".

"Развлечение - это вовлечение, когда можно самой активно поучаствовать. Когда смотришь или читаешь - это обучение, а веселье - это активное, и даже возбужденное состояние, которое я никогда не путаю с отдыхом (расслабленным состоянием)… Пожалуй, веселье для меня - это возбужденное общение, которое (в отличие от ссоры, драки и пр.) доставляет удовольствие".

"Чтение книг, опера - это не развлечение… Веселье - высокий жизненный тонус".

"Веселье - какое-то высвобождение, когда все кажутся не слишком серьезными".

"Веселье - это радость, бесшабашность, все в этом участвуют, рушатся какие-то рамки".

"Если меня приводят в компанию и не представляют, то мне не составляет труда познакомиться самой".

"Большинство тех, с кем "треплюсь", могу не знать по имени".

"Порядок освоения контакта может быть любой, знакомиться не обязательно".

"Для меня в компании имена не важны".

"Я только через неделю запомнила его имя, хотя целовались уже вовсю" (о знакомстве с будущим мужем).

"Когда я вижу, что кто-то что-то не так делает, надо убедиться, что это мое дело. Если меня это касается, первая реакция - отступить и дать делающему "нахлебаться"…

У меня есть свои критерии, как надо. У других людей могут быть свои критерии".

"Сначала положи топор, объясни, почему так делаешь".

"Я посчитал, что высказал то, что считал нужным и относящимся к данной теме".

Иллюстрированные примеры из учебника:

Субъективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными или неверными без сверки их с общедоступными и общепринятыми знаниями.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.488

Субъективизм (соционика, Миронов)

Сверка своих суждений, взглядов, трактовок и пр. в силу их непостоянного характера и обращение в дальнейшем к чьей-либо точке зрения.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.498

Субъективист, в отличие от объективиста, не склонен выводить "объективно верные" закономерности (обобщая для этого свой и чужой опыт). Допускает, что у других людей могут быть иные критерии, свой взгляд на любую ситуацию, поэтому определяет свои/чужие действия как верные либо неверные, обязательно сопоставляя их с "субъективным" взглядом - оценивает в привязке к личной концепции, "своей системе"

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.

Субъективизм (соционика, Миронов)

"Поскольку труд и энергия, затраченные на построение единой концепции достаточно велики, один или несколько фактов легче проигнорировать, чем заново выстраивать согласованную систему. Зачастую это происходит из-за того, что, по мнению субъективиста, его система взглядов внутренне непротиворечива, она по определению уже хороша".

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.496

Субъективизм (соционика, Миронов)

Попытки изменить мнение собеседника путём изменения образа мышления, восприятия в целом.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.498

Субъективизм (соционика, Миронов)

Объективизм

Объективизм - установка психики, при которой субъект считает собственные понятия и суждения верными только в том случае, если они не противоречат общедоступным и общепринятым знаниям. При коммуникации партнеры пользуются общепринятой системой понятий и оценок. Для интенсивного общения требуется поэтапное сближение как условие выявления общей когнитивной платформы.

  1. плохо осознают общий эмоциональный фон; не воспринимают эмоционально окрашенные понятия (например, "веселье") обособленно и подменяют их интерпретациями, не имеющими прямого эмоционального окраса (вместо слова "веселье" говорят "развлечение", "отдых", "удовольствие" и т. п.). Не воспринимают эмоциональное общение как отдельный род занятий, и склонны смешивать его с другими совместными делами (могут веселиться на работе или заниматься серьезными делами, веселясь).
  2.  знакомство с новым человеком представляет собой особый "ритуал", необходимый для сближения с ним (если ритуал не пройден, то серьезный не считает себя "познакомленным", например: "Нас не представили"). В ситуации знакомства серьезным проще, если степень близости контакта задана извне - то есть знакомство существенно облегчатся при наличии какого-либо посредника (человека или ситуации-посредника) - это позволяет "перескочить" первые фазы знакомства, сразу начать более близкое общение. Для преодоления границ между "своими" и "чужими" серьезные создают (или используют уже существующие) специальные "правила" и "ритуалы" для поэтапного сближения. Хорошо осознают весь процесс и фазы знакомства (как из "чужого" человек становится "своим"). Для сближения серьезному важно знать имя, какую-либо иную информацию, характеризующую нового человека, - поэтому формальное представление является необходимым этапом знакомства.
  3.  существует представление об "объективно известных" фактах, закономерностях в общем опыте, он считает, что существуют "верные вообще", "всегда правильные" закономерности. Допускает, что у других людей может быть свой взгляд, своя позиция, но не считает, что любое действие может оцениваться как верное/неверное только с определенной точки зрения (допускает существование "объективно верных" действий). Поэтому, с точки зрения объективиста, действия могут быть разными - "субъективными", связанными с личными мотивами и предпочтениями, и "объективными" (когда есть только один "правильный", наиболее эффективный способ что-либо сделать). Объективисты определяют свои/чужие действия как верные либо неверные, сопоставляя их со своим представлением о том, как "объективно правильно". В тех случаях, когда они считают, что в ситуации существует лишь один оптимальный вариант решения задачи, склонны предлагать (или даже навязывать) именно способ деятельности (не свой взгляд, как субъективисты), кажущийся им наиболее целесообразным: "Нет, ты так сделай - так правильно". Говоря об оптимальности, имеют в виду оптимальность вообще - "объективную" оптимальность (считают, что знают "правильные", "оптимальные вообще" способы действия). При совместной деятельности предлагают "наиболее эффективный" способ; при несогласии прежде всего не "сверяют концепции",а выясняют, знает ли собеседник о том, "как правильно".
  4. В отличие от субъективистов, не настроены на "сверку концепций". Объективисты полагают, что устоявшиеся термины, понятия имеют единственно возможное толкование ("правильное", "верное") - зачастую не задумываются о том, что другой человек может воспринимать их иначе, в рамках другой концепции. Оперируют такими понятиями как "объективной данностью", как однозначными фактами, не стремясь в этом случае "сверять концепции": "Это называется так". Считают при этом, что знают, как правильно, как есть "на самом деле" (считают определенную "картину мира" единственно верной): "Это вы так говорите, но на самом деле это так (не так)".
  5. При описании своих действий или обсуждении совместной деятельности вместо "объяснительной" лексики приводят массу примеров (все "верные" и "неверные" действия описывают на примерах).

Цитаты

"Мне трудно разграничить работу и веселье. Веселье… сложно дать определение".

"Ко всему подхожу серьезно, даже к отдыху".

"Всегда в серьезном можно найти что-то прикольное, и наоборот".

"Учиться надо весело. Работа без развлекательного элемента невозможна".

"Что такое веселье - не понятно. Что такое отдых - понятно, что такое развлечение - тоже".

"Для меня важно, чтобы меня представили, или, еще лучше, чтобы обо мне заранее что-то рассказали в компании".

"Вступаю с человеком в контакт в предлагаемых им рамках, не захожу за них, если не знаю, будет ли ему приятно".

"Не люблю навязываться или когда другие навязываются: вдруг тетка, которую я первый раз вижу, начинает называть "деткой" или как-то еще".

"Имя - это важно. Если человек его не говорит, часто это значит, что он хочет скорее прекратить общение".

"Если делается не так как надо? Ой! Мне проще отобрать и сделать, чем объяснять. По-моему, гвоздь можно забить только одним способом".

"Есть вещи, в отношении которых видно объективно, что так делать нецелесообразно и есть оптимальный способ действий. Раздражает, если человек систематически делает что-то не так".

"Когда я вижу, что что-то делается неэффективно, у меня "кишки в узлы завязываются"".

"Тяжело переживаю, когда что-то явно противоречит здравому смыслу, и сделать я ничего не могу. Если я могу вмешаться в ситуацию - я вмешиваюсь, независимо от того, касается она меня, или нет".

"Способы, присущие человеку в рамках его опыта - не то же самое, что объективные вещи (видно по результату)".

Иллюстрированные примеры из учебника

В картине мира объективиста именуется все, именно поэтому так важна конкретность в лексике.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр. 480

Объективизм (соционика, Миронов)

"В экспериментах 2001 года Рабочая группа также выявила, что объективисты выделяют в отдельный вид деятельности — деятельность, связанную с поддержанием определенной степени знакомства (величины психологической дистанции).

Вроде бы подобный подход не дает ничего, кроме дополнительной работы, траты времени и сил.

Однако, если понять природу этого явления, становится ясен и мотив такой деятельности. Дело в том, что степень близости — «орбита», на которой находится человек в восприятии объективиста, — непостоянна".

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр. 487

Объективизм (соционика, Миронов)

Решительность

Решительность - установка психики, при которой естественным считается мобилизованное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как требующая воздействия и преобразований. Расслабление дается с трудом. В процессе деятельности хорошо осознается момент принятия решения и этап выполнения этого решения, требующий больших усилий, а этапу обдумывания не придается значения. Решительные:

  1. зачастую мобилизуются еще до того, как это оказывается реально необходимым, как бы подсознательно готовятся к выполнению предстоящих в будущем задач; после выполнения какой-либо задачи решительные остаются все еще мобилизованными в течение некоторого времени. Мобилизованность - естественное состояние решительных.
  2. до окончания выполнения важного ответственного дела необходимо пребывать в естественном состоянии мобилизации - чем эффективнее будет мобилизация, тем полнее, глубже, насыщеннее будет отдых. ("Не ходишь на работу - и отдыхать не хочется").
  3. После выполнения трудной или длительной задачи выход из состояния мобилизации у решительных особенно затруднен (часто это выражается в некоей "бестолковой", неосмысленной деятельности). Поэтому решительным часто бывают нужны дополнительные факторы, стимулы (например, специально планируют развлечения: "после экзамена обязательно схожу в кино") или участие других людей, чтобы расслабиться и забыть об актуальной задаче.
  4. не склонен делить предстоящее крупное дело на отдельные этапы, мобилизуется на время, необходимое для выполнения всего дела в целом. Пока задача не выполнена, у решительного поддерживается состояние внутренней готовности.
  5. Собственная мобилизованность осознается решительным на момент принятия решения, то есть когда она достигает уже достаточно высокого уровня. Момент принятия решения осознается и запоминается.
  6. лучше осознают этап собственно действия, начиная с момента принятия решения, и уделяют больше времени и сил выполнению решения как наиболее, по их мнению, ценной части работы. Подготовительный этап, предшествующий принятию решения, осознается и ценится ими значительно меньше, чем собственно решение и его выполнение.
  7. более склонны трудиться ради результата (например, денежного вознаграждения), - в отличие от рассудительных, могут ради этого поступиться удобствами, комфортом. Место работы оценивают с точки зрения того, какие плоды дают затраченные усилия (в том числе в денежном выражении).
  8. Речевые особенности: выделяют момент принятия решения и подробно описывают этап выполнения; в разговоре о работе говорят о ее плодах; в речи часто звучит слово "деньги".

Цитаты:

"Поднапряжемся" и сделаем - потом будем отдыхать".

"Меня жутко выводило, когда перед экзаменом меня пытались отвлечь, как-то растормошить. Почему? Мешает сосредоточенности, так скажем, вдохновению".

"Бывает, что так устанешь, что даже заснуть не можешь".

"Диплом я писала непрерывно трое суток, а потом пришла домой и "вырубилась"".

"Принятие решения выделяю в отдельное действие. Всякие сомнения и колебания идут до момента принятия решения".

"Каждый раз я отслеживаю момент принятия решения. Если я принимаю решение, то дальше "падает гора на плечи", появляется ответственность".

""Зависать" в процессе обсуждения не буду… Выделяется фаза принятия решения".

"Если решил посмотреть фильм, то все равно посмотрю".

"Естественно, я помню, когда принимал решение".

"Человек что-то говорит - я воспринимаю как сигнал к действию, а это была просто идея… Решение - это промежуточный этап. Решение принято - это не значит, что что-то сделано".

"Я не понял - мы уже что-то решили или еще нет?".

"Работа должна быть интересной. А деньги - ну это само собой!".

"Я работаю ради денег, не считаю отдых ценностью. Работаю столько, сколько платят".

Иллюстрированные примеры из учебника:

Решительные зачастую мобилизуются еще до того, как это оказывается реально необходимым, как бы подсознательно готовятся к выполнению предстоящих в будущем задач; после выполнения какой-либо задачи решительные остаются все еще мобилизованными в течение некоторого времени. Мобилизованность - естественное состояние решительных. 

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.

Решительность    (соционика, Миронов)

После выполнения трудной или длительной задачи выход из состояния мобилизации у решительных особенно затруднен (часто это выражается в некоей "бестолковой", неосмысленной деятельности). Поэтому решительным часто бывают нужны дополнительные факторы, стимулы (например, специально планируют развлечения: "после экзамена обязательно схожу в кино") или участие других людей, чтобы расслабиться и забыть об актуальной задаче. 

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.

Решительность    (соционика, Миронов)

Решительные воздействуют на среду, преображая ее по своему усмотрению.... И в этом смысле признак достаточно агрессивен по отношению как к окружению человека, так и к самому носителю признака.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы, стр. 460

Решительность    (соционика, Миронов)

Рассудительность

Рассудительность - установка психики, при которой естественным считается расслабленное психофизиологическое состояние, а среда в целом оценивается как не требующая воздействий и приложения усилий. Поддержание стабильного мобилизованного состояния дается с трудом. В процессе деятельности хорошо осознается этап обсуждения (обдумывания), а моменту принятия решения не придается значения. Рассудительные:

  1. в естественном состоянии расслаблены; они максимально мобилизуются, концентрируются только на время выполнения какой-либо задачи, а после того, как задача выполнена, они снова выходят из состояния мобилизации. Расслабленность (отсутствие мобилизации) - это естественное состояние рассудительных.
  2. перед важным, ответственным делом необходимо пребывать в естественном состоянии расслабленности (отдохнуть, отвлечься) - чем лучше он отдохнет, тем эффективнее будет последующая мобилизация, концентрация в нужный момент, тем лучше удастся выполнить дело. Чем труднее "бросок", тем больше перед ним нужно расслабиться.
  3. Выход из состояния мобилизации, переключение на отдых для рассудительных не представляют никаких затруднений. Однако рассудительные могут испытывать трудности при "мобилизации" (трудно выйти из естественного состояния). Поэтому зачастую нуждаются в каких-либо специальных стимулах, чтобы мобилизоваться (склонны ставить себя в ситуацию, когда к действию их вынуждают внешние обстоятельства или кто-то решает за них).
  4. склонен делить предстоящее крупное дело на несколько этапов. Мобилизуется для выполнения каждого этапа внутри дела, в промежутках между ними возвращается в естественное состояние (небольшое дело может составлять один этап).
  5. Собственная мобилизованность осознается рассудительным на момент начала обдумывания, то есть еще на минимальном уровне. Момент принятия решения осознается сравнительно плохо и, зачастую, не запоминается.
  6. лучше осознают и считают более ценным подготовительный этап перед принятием решения (обдумывание, обсуждение, выбор варианта действий и т. д.), уделяют этому этапу больше сил и времени. Этапы собственно решения и его исполнения как бы подразумеваются и сравнительно меньше ценятся, им уделяется меньше внимания.
  7. В отношении работы для рассудительных более важен определенный уровень удобств, свободы и комфорта . Само место работы (то, чем они занимаются) более склонны оценивать с точки зрения условий ее выполнения. Рассудительные не склонны поступаться комфортом, удобством, не всегда готовы пожертвовать условиями труда ради результатов (например, большего денежного вознаграждения): "Ну я же не могу без отдыха!".
  8. Речевые особенности: описывают, как и почему пришли к какому-то решению, но не выделяют сам момент принятия решения; в разговоре о работе говорят об условиях (удобстве, перерывах, близости от дома и т. п.).

Цитаты:

"Перед экзаменом в последний день я никогда не готовлюсь. Иду погулять, книжку почитаю какую-нибудь".

"Специально не расслабляюсь, но и до шести утра точно сидеть не буду. Просто все рассчитано так, чтобы после десяти вечера уже все закончить. Вечер провожу как обычно, а что мне должно мешать?".

"Если сильно устал - просто отдыхаю сколько нужно". "Над одной проблемой нельзя сидеть долго, надо отложить".

"С моментом принятия решения все сложно. Он не отслеживается. Подготовительный этап и момент принятия решения происходят автоматически, а дальнейшее к этому не относится. Принятие решения - само по себе действие, к нему можно возвращаться в любой момент".

"Обдумывание - это основная работа, после которой момент принятия решения не отслеживается. Если надо что-то еще делать… "задним числом" осознаю обстоятельства, которые меня все равно заставят это сделать. Сама себя "загоняю" в такую ситуацию".

"Идет первичный отбор: надо или не надо - а там как сложится. Решение как-то принимается, но неким неосознаваемым образом. А если оно принято, то это не значит, что до него руки дойдут".

"Обдумывание - это хорошо, пока не нужно принимать решение. Еще лучше, если после этого делать ничего не надо".

"До принятия решения обсуждений много. Какие принимаются решения, отследить не могу… "Прокрутила" в разных вариантах - уже виртуально сделала".

"Если задается дело, его надо долго обдумывать. У меня нет такого момента, в который я решаю, что я буду что-то делать".

"Главное в работе - свобода организации, свобода выбора".

"Важна возможность восстановиться, не хочу перерабатывать". "Обязательно удобное рабочее место и только мое".

Иллюстрированные примеры из учебника:

«Несуществующее животное за работой» также демонстрирует стремление обеспечить желаемый уровень комфортности при выполнении работы, где главным атрибутом возможности выдохнуть и расслабиться стала чашка чая (рис. 50).

Миронов В.В. Методология и практика соционики, стр. 252

Рассудительность (соционика, Миронов)

Восприятие вопросов, вызывающих сложность, как причину поиска альтернативных менее затратных решений, стремление растянуть решение таких задач или отложить их до саморазрешения.

Упоминание видов деятельности, которые автоматически вызывают состояние расслабленности.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.474

Рассудительность (соционика, Миронов)

Упрямость

Упрямость - установка психики, при которой человек хорошо осознает и может гибко регулировать ресурсы, которыми он располагает или которые может привлечь; при этом интересы и мотивы деятельности гораздо более инертны и труднее поддаются регуляции. Для обеспечения актуальных интересов необходимые ресурсы изыскиваются. Упрямые:

  1. У них во "внутреннее ("неприкосновенное") пространство", очерченное его "личностной границей", попадают интересы, при этом ресурсы становятся объектом "манипулирования". При наличии интереса ресурсы, возможности изыскиваются.
  2.  при взаимодействии с другими людьми свободно оперирует своими ресурсами (может делиться и "меняться" ресурсами, осознанно восполнять их и тратить). Четко осознает разделение ресурсов на свои и чужие.
  3.  начинает "защищаться" при вторжении в сферу его интересов, при этом не отслеживает угрозы ресурсам. Если кто-либо пытается навязать упрямому свои интересы, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то реакция упрямого будет достаточно резкой (такая реакция появляется, если чужой интерес не становится личным интересом упрямого).

Цитаты:

"Я свои любимые дела не бросаю. Буду делать за счет сна, еды…".

"Я не откажусь, разумеется… Я склонен дожимать ситуацию до конца".

"У меня такие интересы, от которых я не могу отказаться под страхом разрушения, краха своей личности".

"Интересы на пределе физических возможностей. Когда эти самые физические возможности покажут предел - отказываюсь (то есть только в крайнем случае)… Откладываю до момента, когда будет хватать ресурса".

"Не могу упускать свои интересы, хотя ресурсов уже и не хватает…".

Иллюстрированные примеры из учебника:

Стремление завладеть необходимым ресурсом независимо от потребностей в нём обладателя. Оценка объекта или конечного состояния в первую очередь с точки зрения их привлекательности, а не достижимости.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр.425

Упрямость (соционика, Миронов)

У упрямого во "внутреннее (неприкосновенное) пространство", очерченное его "личностной границей", попадают интересы, при этом ресурсы становятся объектом "манипулирования". При наличии интереса ресурсы, возможности изыскиваются.

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.

Упрямость (соционика, Миронов)

Поддержка интересов при дефиците или полном отсутствии ресурсов.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том 1, стр.425

Упрямость (соционика, Миронов)

Уступчивость

Уступчивость - установка психики, при которой человек хорошо осознает и может гибко регулировать интересы и мотивы своей деятельности; при этом ресурсы, необходимые для нее, осознаются хуже и труднее поддаются регуляции. Реализуются только те интересы, на которые достаточно ресурсов. Уступчивые:

  1. У них во "внутреннее пространство" (то есть то, чем уступчивый не может поступиться), очерченное его "личностной границей", попадают ресурсы, а интересы являются объектом для "манипуляций". Интерес возникает, только если он подкреплен соответствующим ресурсом, возможностью.
  2. в процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами (готов дать фору, рассмотреть встречные
  3. требования, делить свои интересы с кем-то или совместно ими управлять). Четко делит интересы на "свои" и "чужие".
  4. начинает "защищаться" при конфликте ресурсов, но не отслеживает угрозы интересам. Если какой-либо человек начинает претендовать на ресурсы уступчивого, вторгаясь тем самым в его "внутреннее пространство", то резкая реакция уступчивого со стороны может показаться неадекватной, даже агрессивной (такая реакция связана с "неприкосновенностью" ресурса).

Цитаты:

"Дела могут быть своими и других людей, которые "нагружают" тебя ими".

"Интересы, если они не могут быть реализованы, со временем перестают быть интересными. Отказываюсь от старых интересов легко". "Пытаюсь ограничивать количество своих дел. Потенциально мне это интересно, но я не буду этим заниматься".

"Если я знаю, что я не могу это сделать, я от этого отказываюсь и забываю про это".

"Если интерес есть, он, естественно, подкреплен возможностями. Если что-то невозможно - "от Луны не откусишь". Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я этого не понимаю… Я четко знаю свои границы".

Иллюстрированые примеры из учебника:

"Если я знаю, что я не могу это сделать, я от этого отказываюсь и забываю про это".

Рабочая группа по соционике. Наполнение признаков Рейнина: результаты практических исследований.

Уступчивость (соционика, Миронов)

Стремление к компромиссным решениям, даже если ущемляют собственные интересы.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы, стр. 425 .

Уступчивость (соционика, Миронов)

Процесс

Процесс - установка психики, при которой человек в каждый момент осознает свое участие только в одном процессе (ситуации), хорошо различая все детали этого процесса. Субъект всецело вовлечен во взаимодействие с процессом. При этом другие процессы, протекающие одновременно, осознаются слабо. Выход из процесса затруднен, что осложняет и переключение внимания с одного процесса на другой. Процессеры:

  1. ощущают себя "внутри процесса", они "погружаются" в процесс, как бы становятся его частью. Поэтому с большим трудом, чем левые, занимаются несколькими процессами одновременно.
  2. воспринимают процесс как нечто целостное, неразрывное. Склонны не отрываясь доводить процесс до конца, для них тяжело вернуться к оставленному на долгое время процессу (для правого вернуться к процессу, из которого он "выключился", равносильно тому, чтобы начать его заново).
  3. Лексика: в речи часто звучит само слово "процесс".

Цитаты:

"Заканчивать всегда сложно, начинать тоже сложно, а самое сложное - вернуться на середине, если что-то оставлено на долгое время".

"Прочитываю книгу вечером до конца главы и еще несколько страниц следующей… Мысль о том, что что-то закончится, приводит в ужас".

"Не дай Бог, запустить какой-нибудь пасьянс, "зависну" надолго" (о компьютерной игре).

"Трудно заставить себя взяться, а потом как-то само идет".

Иллюстрированные примеры из учебника:

Стремление вести одновременно только одну деятельность, описание полного погружения в неё, восприятие процесса как среды существования. Потеря ориентации (временной, пространственной, психологической) после начала деятельности.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.386

Процесс (соционика, Миронов)

Для того, чтобы погрузиться в процесс, чтобы он стал средой, надо разобраться в нем, надо приладиться, надо «обжиться».

Потому что вхождение в процесс — это тоже процесс, которому надо отдаться полностью.

А поскольку точка входа не фиксируется процессорами, то и момент начала деятельности оказывается размытым.

Миронов В.В. Признаки Рейнина. Малые группы. Том.1, стр.376

Процесс (соционика, Миронов)

Результат

Результат - установка психики, при которой человек может участвовать сразу в нескольких процессах, переключая внимание на начало, конец и ключевые моменты поочередно в каждом из них. Субъект занимает позицию внешнего наблюдателя, не вовлекаясь глубоко ни в один из процессов. Осознание тонких деталей протекания каждого процесса затруднено. Результатеры:

  1. ощущают себя "вне процесса", для них ситуация, процесс (то, что они делают) - это нечто внешнее, управляемое со стороны (без "погружения" в него). Поэтому левые сравнительно легко занимаются несколькими делами одновременно, отслеживая начало и конец каждого (легче могут управлять несколькими процессами).
  2. склонны подводить промежуточные и окончательные итоги в процессе, ориентируются на результат, то есть на результативное окончание процесса. Испытывают дискомфорт, если дело, в котором они участвуют, не имеет очевидного результата. Это происходит потому, что левые, находясь "вне процесса", сравнительно плохо отслеживают его течение - чтобы оценить состояние процесса, левый и использует промежуточные и окончательные результаты.
  3. Лексика: в речи часто звучат слова "начало", "конец", "этап", "промежуток", "результат".

Цитаты:

"Дело должно быть сделано. Если подведение итогов не может быть окончательным, то должно быть хотя бы промежуточным".

"Очень интересно дело завершать и браться за новое дело… Люблю представить хорошо выполненное дело".

"Самое страшное - если что-то не закончится никогда".

"Чувствую себя жонглером, в руках - несколько процессов. Знаю две точки - начало и конец".

"Ну почему ты не можешь одновременно есть и слушать?".

Рациональность

Рациональность - установка психики, при которой восприятие информации и активность субъекта ограничиваются рамками, заданными пролонгированным фокусом произвольного внимания. В поведении чередуются периоды с преобладанием восприятия и с преобладанием действия. Это позволяет упорядочивать активность, но может приводить к недостатку информации.

Иррациональность

Иррациональность - установка психики, при которой поток информации воспринимается непрерывно, без ограничений и зависит от изменений фокуса непроизвольного внимания, а активность субъекта не задана жесткими сценариями и планами. Это позволяет гибко реагировать на внешние стимулы, но может затруднять регуляцию деятельности.

...тот самый момент, когда на первой ступени (Соционика от А до Я) иррационалы в один голос рассказывают, как они все-всё планируют, а потом выясняется, что в жизнь-то планы свои и не воплощают, потому что... )))))

Иррациональность (соционика, Миронов)

Признаки Рейнина. Малые группы. Том I

PR MG 3D webВ монографии В.В. Миронова
"Признаки Рейнина. Малые группы" вы найдете:

  • подробные описания всех признаков
  • маркеры, которые  ко торые помогут при определении социотипа
  • цитаты-иллюстрации
  • историческую справку
  • теоретическое обоснование
  • много-много другое!

Перед вами самый полный учебник по признакам Рейнина от первооткрывателя!

Книги есть в наличии.

 Купить