Прилепская Н.А. Игровая комната в соционической диагностике и консультировании детей
В городской психолого-медико-педагогической консультации (ГПМК) г.Каменск-Уральского с лета 1996 года работает "комната соционической диагностики и индивидуальной игротерапии".
Идея оборудования такой комнаты возникла при знакомстве с публикацией Г.Лэндрета в Московском психотерапевтическом журнале [5], но по разным причинам воплотилась не сразу.
Особенно привлекают три момента при чтении публикаций [5, 6]:
- Дети не всегда могут "вербализовать" свои проблемы. (Соционик на это радостно реагирует: и не должны!)
- Оборудование, набор игрушек - не только прекрасный "стимульный материал" в психологическом смысле. Соционически это грамотно структурированное пространство: здесь есть возможность проявиться психологическим особенностям ребенка на всех уровнях коммуникации: физическом, психологическом, социальном, информационном. Причем, эти особенности несут ту самую печать - "могу", "хочу", "надо" и "знаю", которая и позволяет построить гипотезу о более вероятном типе информационного метаболизма (ИМ) ребенка.
- Построение отношений игротерапевт-ребенок обнаруживает явное использование дополняющих, а также отношений заказа-приема в соционическом смысле.
Прилепская Н.А. Об опыте использования соционики в профилактике отклоняющегося поведения
В Свердловской области с соционикой знакомы не только по книгам; здесь, начиная с 1991 года, прошло несколько обучающих семинаров по линии учреждений культуры. В Екатеринбурге соционике обучают в специальном колледже, журнал "МОСТ" публикует соционические статьи, "Новая городская газета" ведет постоянную рубрику.
В одной из школ г. Каменск-Уральского Свердловской области решили испытать метод соционического анализа в исследовании причин отклоняющегося поведения подростков. Мы предположили, что одним из факторов, влияющих на процесс вхождения нового поколения в мир взрослых (социализацию), является сам характер отношений между подростком и взрослыми.
Прилепская Н.А. Опыт работы с дошкольниками в домашних условиях
Посещение детей на дому психологом, диагностика психологического состояния ребенка, психологических особенностей его развития в семье, помощь последней в виде консультаций, помощь ребенку в форме игровых занятий, - этот вид психологической практики складывался у меня постепенно в течение нескольких лет. Редкие эпизоды превратились в почти регулярную самостоятельную деятельность (чему способствовал и выход на пенсию).
Мысль о том, чтобы попытаться описать эту деятельность пришла в ответ на сообщение о конкурсе (17, с. 134), вслед за чем пришлось бороться с большим внутренним сопротивлением и, возможно, без дружеской поддержки молодых коллег, наблюдавших эту практику (а еще горячих молитв) эта статья так и не была бы написана.
Прилепская Н.А. Ребенок и пол. Этическая интерпретация соционических функций
Мальчики и девочки не сразу осознают свою принадлежность к определенной половине человечества, а некоторые, начав осознавать, долго не могут согласиться с той социальной ролью, которую как будто определяют половые признаки, а на самом деле навязывает конкретное общество, его система ценностей.
Многие дети довольно рано замечают, ощущают, догадываются, что им трудно следовать тем образцам поведения, которые предлагает социальная среда, и, искренне стараясь быть "хорошим мальчиком", "хорошей девочкой", невротизируются.