Идея об использовании проективных рисуночных методов для определения ТИМ не нова. Рисуночной методикой пользуется при определении типа известный киевский соционик Г.А. Шульман (предлагается нарисовать флаг, парусный кораблик, солнышко, белье на веревке, дерево, лицо, лошадь и вертолет). Более того, эта идея старше, чем сама соционика. Первым, кто ее успешно реализовал, был английский искусствовед Рид, который, проанализировав несколько тысяч детских рисунков на свободную тему, разбил их на 8 типов, сопоставимых с типами по К.-Г. Юнгу. Подробно классификация Рида изложена в книге Романовой Е.С. "Графические методы в практической психологии" (Спб.: РЕЧЬ, 2001).
"Живучесть" этой идеи понятна, если представить все огромные преимущества ее использования. Во-первых, рисунок, как и каждый продукт деятельности, несет в себе отпечаток личности автора.
ТАКОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО!
Изучаем популярную методику психологического тестирования на реальных примерах!
- Подробное описание. Доступно разъяснены принципы работы методики, ее внутренняя логика.
- Широкая вариантивность. Описаны отличия соционической от психологической интерпретации.
- Четкая структура. Все маркеры, по которым определяется тип, сгруппированы по признакам или аспектам.
- Работа над ошибками. Разобраны наиболее часто встречающиеся ошибки.
- Достоверность. Все маркеры подкреплены демонстрациями проявлений в рисунках.
- Последовательность. Показано «послойное» чтение рисунков и принципы объединения полученных данных.
- Самодостаточность. Детально разобраны способы самопроверки полученных данных
- Предостережения. В каких случая стоит остановить диагностику.